Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет» - эти слова философа и государственного деятеля Боэция знакомы, без сомнения, каждому педагогу. Сложно поспорить с тем, что невозможно стать настоящим мастером, не походив сначала в подмастерьях. Только вот современному педагогу приходится перестраиваться все чаще и чаще: меняются ученики, меняются цели и принципы обучения, должен меняться и он сам. Значит, не обойтись без того, чтобы снова не оказаться за школьной партой... Необходимость непрерывного образования осознают все педагоги без исключения, тем более молодые специалисты, которым только предстоит преодолеть длинный путь профессионального становления.

В конце февраля на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Истра» прошел выездной семинар начинающих специалистов ЦАО «Молодой педагог как мощный потенциал развития столичного образования». Заявленная тема ко многому обязывала. За несколько дней предстояло обсудить актуальные вопросы современного образования, разработать групповые проекты и выделить основные направления развития Совета молодых педагогов ЦАО, принять участие в семинарских занятиях и, конечно, познакомиться.

Выезд собрал участников конкурса профессионального мастерства молодых педагогов ЦАО «Поколение будущего-2012» и тех, кто только планирует принять в нем участие, но уже активно подключается к деятельности совета. В «Истре» встретились активисты СМП ЦАО, председатель Совета молодых педагогов города Чебоксары Лев Подъельников, а также студенты, которые несколько лет назад прошли через конкурс для старшеклассников «Новая смена», поступили в педагогические вузы Москвы, а теперь стали членами одноименного клуба, созданного на базе СМП ЦАО. Широкий состав участников позволил сделать работу не только интересной, но и взаимовыгодной. Узнать потребности друг друга, задать вопросы и получить на них ответы, разработать программу сотрудничества - все эти возможности «Истра» дала участникам семинара. Не так часто, к сожалению, студентам удается пообщаться с молодыми коллегами в неформальной обстановке, рассказать о том, каких изменений они, будущие педагоги, ждут от системы образования и готовы ли к ним. Не так часто начинающие специалисты обращаются за советом к студентам, которые с позиции стороннего наблюдателя помогают определить пути развития Совета молодых педагогов. На протяжении выезда четыре команды разрабатывали и представляли проекты, направленные на расширение сферы досуговой, методической, научно-практической и творческой деятельности молодых педагогов. О результативности семинара свидетельствуют и увеличение числа активистов СМП ЦАО, и утверждение нового плана совета на ближайшее время, и возобновление работы туристического сектора, и даже развитие на базе школы №292 ЦАО кафедры молодых педагогов. Ключевым моментом семинара стали лекции доцента кафедры педагогики и психологии АПКиППРО П. Степанова «Внеурочная деятельность в новом ФГОС: методический конструктор» и «Мониторинг воспитательных результатов внеурочной деятельности». Интерес слушателей к рассматриваемой теме стал подтверждением своевременности и важности вопроса о внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, причем внимание молодых педагогов привлекал как теоретический аспект проблемы, так и практическое применение знаний. Последовательное (ступенчатое) выстраивание деятельности по достижению воспитательных результатов, умение их проанализировать и скорректировать, увидеть долгосрочную перспективу и наладить взаимодействие внутри педагогического коллектива - вот далеко не полный перечень вопросов, которые участники семинара задавали во время лекций и горячо обсуждали уже после встречи. Отвечая на запросы молодых специалистов, организаторы выездного семинара (Центральное окружное управление образование и Окружной методический центр ЦАО) пригласили в «Истру» психологов Московского гуманитарного педагогического института Ж.Громову и Э.Линд. Тренинги, помогающие рассматривать пути решения конфликтных ситуаций, и проведение занятий на командообразование, сплочение, профилактику профессионального выгорания послужили не только основой для занятий с молодыми педагогами, но и хорошим методическим материалом для работы с собственными учениками. Неотъемлемой частью выездных семинаров начинающих специалистов системы образования становятся дискуссии, которые выявляют наиболее острые и востребованные среди молодых педагогов вопросы, а также позволяют представить всю палитру мнений. На этот раз в центре обсуждения оказался видеоролик Кена Робинсона «Новый взгляд на систему образования», завоевавший за короткое время чрезвычайную популярность в социальных сетях, а потому уже знакомый некоторым из участников семинара. Было у молодых педагогов время поговорить и о новой системе оплаты труда, обсудить особенности критериального оценивания в различных образовательных учреждениях, поделиться впечатлениями со студентами, которым в скором времени предстоит ознакомиться с нововведениями в системе образования, но уже не на словах. Неофициальной же кульминацией семинара стал вечер у костра, доказавший, что для молодого специалиста чувство товарищества, взаимной поддержки и внимания значит не меньше (если не больше), чем желание самореализоваться и стать педагогом-профессионалом.